Опорно-поворотное устройство автокрана (ОПУ).

Опорно-поворотное устройство (ОПУ) удерживает поворотную часть машины относительно неповоротной в заданном положении, служит для перераспределения части нагрузки на неповоротную часть механизма,  для вращения рабочей установки относительно шасси или рамы автомобильных кранов, мостовых кранов, башенных кранов экскаваторов и др. ОПУ является одним из наиболее ответственных узлов подъёмных механизмов.По этой причине Частное предприятие "Пробрэкер" продаёт только те ОПУ, которые устанавливаются на конвейрах автокрановых заводов.

На современных грузоподъемных машинах и механизмах используются два вида ОПУ: шариковые или роликовые и ОПУ каткового типа.

Однорядные роликовые ОПУ с крестообразным расположением роликов:

opy eskiz 1

 

а — роликовый круг, б — расположение роликов; 1 — ролик, 2 — зубчатый венец, 3 — внутренняя обойма, 4, 5 — нижняя и верхняя обойма, 6 — болты, 7 — масленка; В, Г — дорожки качения роликов

 

Роликовые ОПУ в силу своей конструкции обладают большей грузоподъемностью, равномерным распределением нагрузок по составным деталям (кольцам), в следствии чего имеют меньшую массу и габариты. Опорно-поворотное устройство состоит из трех металлических колец между которыми установлены ролики, расположенные под углом 900 друг к другу и под углом 300 и 600 к вертикали. Ролики, наклоненные под одним углом (катящиеся по дорожкам В) принимают опорные нагрузки, под другим углом (катящиеся по дорожкам Г) – отрывающие нагрузки. Внутреннее кольцо 3 прикреплено высокопрочными болтами твердостью 10,9 к ходовой раме, имеет зубчатый венец, входящий в зацепление с валом механизма поворота крановой установки. Наружные кольца соединены между собой и соединены с поворотной рамой так же высокопрочными болтами. Ролики смазывают через специальные масленки 7 в кольце 5.

 Шариковые опорно-поворотные устройства:

 Opy sharik

 

 1,5 — ходовая и поворотная рамы, 2 — внутренняя обойма/зубчатый венец, 3 — сухари, 4 — масленка, 6, 10 — верхнее и нижнее кольца наружной обоймы, 7 — шарики, 8 — прокладка, 9, 11, 14 — болты, 12, 13 — кольца

Шариковые ОПУ выполнены в виде внутреннего металлического кольца (зубчатый венец) прикрепленного к ходовой раме высокопрочными болтами и двух внешних колец, скрепленных между собой, сцентрированых буртом и жестко соединены с поворотной платформой. Во внешних кольцах 6,10 выточены дорожки для шариков: верхние шарики принимают на себя нагрузки, действующие вниз, а нижний ряд шариков - нагрузки направленные на растяжение и удерживают раму от опрокидывания.